Великие о Стендале

Ортега-и-Гасет (испанский философ)
«Стендаль всегда рассказывает, даже когда он определяет, теоретизирует и делает выводы. Лучше всего он рассказывает»

Симона де Бовуар
Стендаль «никогда не ограничивал себя описанием своих героинь как функции своего героя: он придавал им их собственную сущность и назначение. Он делал то, что мы редко находим у других писателей - воплощал себя в женских образах».




В мире

Наш герой – фигура первой величины. Причина мировой славы Стендаля заключается в том, что автор с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.

В этом разделе мы будем стараться следить за мероприятиями, посвященными Стендалю и другим мировым классикам, происходящими в сегодняшнем мире.

Синдром Стендаля

В основном это заболевание распространено среди женщин в возрасте от 25-ти до 40 лет.

За прошедший год я часто сталкивался с проявлением так называемого синдрома Стендаля. Последний раз это произошло две недели назад, когда близкие мне люди возвратились из Италии.
Естественно, ощущения и воспоминания от увиденного на просторах Старого Света их просто переполняли. Отдельным эпизодом преподносилось то, как после долгих посещений церквей и соборов у одного из знакомых случился синдром Стендаля – явление чудное, но существующее.

Об этом заболевании знают не все, но те, кто столкнулся лицом к лицу с неповторимыми произведениями искусства, должны знать, в чем оно проявляется. Для тех же, кто не сведущ в этом вопросе, могу разъяснить, что синдром Стендаля является психосоматическим расстройством, при котором у человека появляется слишком острая реакция на рассматриваемые шедевры, и он будто бы переносится в реальность, представленную на холсте.

Из рассказов моих знакомых я узнал, что процесс созерцания произведений искусства – довольно опасное явление даже для психики здорового человека. Ведь наделенные крепкими нервами люди тоже реально могут испытывать слабую дрожь. А про обладателей более тонкого душевного состояния можно и совсем промолчать, те просто способны упасть в обморок сразу возле шедевра. Это и есть проявление данного синдрома. Почему же ему присвоено имя Стендаля, я сейчас расскажу.

Жил когда-то французский писатель — Анри Стендаль, первый, кто поведал о необычном воздействии известных шедевров эпохи Возрождения на зрителей. В своей книге «Рим, Неаполь и Флоренция» им подробно были описаны личные ощущения от посещения этих городов в 1817 году – ощущения своей незначительности перед бессмертными произведениями.

«Я познакомился с шедеврами искусства, созданными энергией страсти, после этого все потеряло смысл. Превратилось в мизерное, ограниченное, подобно тому, когда ветер перемен больше не  надувает паруса, толкающие вперед душу человека. А та, в свою очередь, лишается страстей, добродетели и пороков...», — писал Анри Стендаль.

К тому же, существует мнение, что каждое полотно великих мастеров может хранить в себе аналог 25-го кадра, тем самым настраивая человека на определенное состояние. Как считают эксперты, если сами художники творили в нервозном расположении духа, то через века этот настрой посредством подсознания направляется к сильно чувствительному зрителю. Правда, синдром Стендаля может испытать не каждый человек. Этому заболеванию больше подвержены люди впечатлительные, образованные, очень культурные. И, как правило, те, которые долгое время мечтали о поездке и встрече с великими шедеврами.

Так что, если вы относите себя к вышеназванной группе людей, и хотите отправиться в «творческое» путешествие, просто усмирите свое терпение и моральный дух. Тогда вы не упадете в обморок перед известными творениями Санти Рафаэля или Леонардо да Винчи.

Возврат к списку

aa