Великие о Стендале

Ортега-и-Гасет (испанский философ)
«Стендаль всегда рассказывает, даже когда он определяет, теоретизирует и делает выводы. Лучше всего он рассказывает»

Симона де Бовуар
Стендаль «никогда не ограничивал себя описанием своих героинь как функции своего героя: он придавал им их собственную сущность и назначение. Он делал то, что мы редко находим у других писателей - воплощал себя в женских образах».




Стендаль навеки

Ранние годы

Стендаль родом с юга Франции из города Гренобль. Его отец – Шерюбен Бейль занимал должность адвоката в местном парламенте и чрезвычайно увлекался бывшими модными в то время идеями Просвещения.

Как только умерла мать будущего писателя, семья его полностью ушла в траур, став до невозможности набожной. Именно в этот период Стендаль получает полное богословское образование и воспитание, которыми его с щедротой одарил священник, прятавшийся от своих врагов под крышей дома семьи Бейлей.

В 1976 году Стендаля отдают в Центральную школу Гренобля, где он получает свое первое светское государственное образование. Здесь он проявляет особое стремление к естественным наукам, в частности математике. Видя в молодом человеке особый талант, его отправляют для продолжения учебы в парижскую Политехническую школу, где в то время готовили артиллерийских офицеров и военных инженеров. Однако, поступить туда будущему писателю так и не удалось.

Так сложилось, что в это же время во Франции произошла революция и к власти пришел молодой генерал Бонапарт. Стендаля, проявившего желание, служить в армии нового французского консула сразу же зачисляют сублейтенантом в драгунский полк.

Уроки литературы

Вынужденный покинуть Милан по настоянию австрийской полиции, которая справедливо подозревала его в связях с карбонариями, Стендаль вернулся в Париж и стал зарабатывать на жизнь работой в газетах и журналах. Он выпустил памфлет в защиту романтиков Расин и Шекспир (Racine et Shakespeare, 1823); написал на скорую руку биографию Дж.Россини (также изданную в 1823); составил путеводитель Прогулки по Риму (Promenades dans Rome, 1829) и целую серию обзорных статей, появившихся без имени автора во французских и английских журналах (в переводе).

Первой его попыткой в беллетристике стал роман Арманс (Armance, 1827). Следующий роман, Красное и черное (Le rouge et le noir, 1831), полностью раскрыл его писательские возможности. Прототипом Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 был осужден и казнен за убийство своей любовницы. Эпизод уголовной хроники предстал у Стендаля трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху Реставрации (время действия в книге – примерно 1826-1830).

Путешественник

Анри Мари Бейль родился на юге Франции, в городе Гренобле. В 1796 году Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике государственное и светское обучение, чтобы заменить им прежнее - частное и религиозное. Судьба предопределила писателю смерть на родине, но жизь путешественника.

Италия

После падения Наполеона Анри Мари Бейль, провел семь лет в Италии, в Милане. Именно в Италии Стендаль написал и подготовил к печати свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». В Италии писатель сблизился с республиканцами-карбонариями, завел дружбу с британским поэтом Джорджем Байроном.

Кроме того, в Италии Стендаль пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его памяти. В 1820 году в Италии началось преследование карбонариев, в том числе друзей Анри Мари Бейля. В стране вспыхивает террор, и писатель решает вернуться на родину.

Франция

В 1822 Стендаль вернулся во Францию, в которой у власти по-прежнему находились Бурбоны. До Парижа уже дошли слухи о сомнительных итальянских знакомствах писателя. Ему приходится быть очень осторожным. Анри Мари Бейль печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя 100 ученые определили автора этих статей.

В 1822 году Стендаль опубликовал книгу "О любви" в различные исторические эпохи. В 1823 и 1825 гг. писатель издал в Париже свои литературные памфлеты «Расин и Шекспир». В 20-е годы он создал несколько произведений, свидетельствующих о развитии реалистического дарования писателя.

Во Франции Стендаль издал свой первый роман «Арманс» (1827), новеллу «Ванина Ванини» (1829). В 1829 году ему предложили создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга "Прогулки по Риму", представляюшая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию.

В 1830 году выходит в свет роман "Красное и черное". В эти годы писатель не имел постоянного заработка, и ему прихоидлось непросто. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания. После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Фредерик Стендаль поступил на государственную службу. Его назначили французским консулом в Триесте, а затем в Чивита-Веккию (в качестве консула писатель проработает до самой смерти). В 1832 году Стендаль начал писать воспоминания эгоиста, в 1834 году занялся романом "Люсьен-Левен". С 1835 по 1836 писатель был увлечен написанием автобиографического романа "Жизнь Анри Брюлара". В 1838 году в Париже были опубликованы "Записки туриста", а в 1839 году вышла последняя напечатанная при жизни книга "Пармская обитель".

Россия

В 1812 г. Анри Мари Бейль принял участие в российской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, на Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва. В России, по его словам, увидел «патриотизм и настоящее величие».

Писатель был поражен тем, что «деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно». Часть походных тетрадей Стендаля погибла при переправе через Березину.

Наполеон

В 1799 г. Анри Мари Бейль отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, он поступает на службу в действующую армию. Стендаля зачислили сублейтенантом в драгунский полк.

Однако в 1802 году он подает в отставку и живет на протяжении последующих трех лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Затем он находится на торговой службе в Марселе, а в 1805 году возвращается на службу в армию.

В качестве военного чиновника наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради.

Женщины Стендаля

Стендль написал, что когда он думал о своей жизни, то обнаружил, что вся его жизнь может быть подытожена именами следующих женщин:

  • Вирджиния (Кубли)
  • Аннжела (Петрага)
  • Адэль (Ребуффель)
  • Мелани (Жильбер)
  • Мина (де Грисхайм)
  • Александрин (Пети)
  • Анжелин (Берете)
  • Анжела (Петрага)
  • Матильда (Дембовски)
  • Клементина
  • Джулия
  • Мадам Азур (чье имя писатель забыл)

Воспоминания

Книга Стендаля «Воспоминания эготиста» (1832) отражает глубокие расхождения молодого революционно и антиклерикально настроенного писателя с его консервативной семьей. В книге писатель рассказывает о своем пребывании в Париже во время Реставрации.

За пятнадцать дней он написал около сотни страниц, описав свое состояние духа при возвращении во Францию, приключения совсем не литературного характера и несколько замечательных портретов великих и малых деятелей политики и литературы. Затем мысль Стендаля пошла в другом направлении. Писатель уехал в отпуск, и «Воспоминания эготиста», как назвал он свои записки, оборвались в самом начале.

Критика искусства

Знаменитый французский писатель первой половины девятнадцатого века. Проповедовал атеистическое мировоззрение, активно продвигал идею верховенства конституционной монархии.

“Литературная слава – это лотерея. Я вытягиваю билет с выигрышным номером. Этот номер 1935”, – написал Стендаль в своем автобиографическом романе “Жизнь Анри Брюлара”. Его “билет” действительно выиграл. Труды этого французского писателя XIX столетия, который создавал свои произведения, как он сам говорил, лишь для “небольшого числа счастливцев”, действительно были по достоинству оценены лишь в XX веке, а не его современниками. На вопрос, какая у него профессия, Стендаль отвечал: “Наблюдать за поведением человеческого сердца”.

Стендаль известен своим глубоким анализом психологии персонажей и сухим, реалистичным стилем изложения. Его считают передовым и одним из самых ранних практиков реализма. Стендаль умер в 1842 году и похоронен в Париже. Он не верил в Бога и чурался простого народа.

Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много образно. С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.

Мировоззрение Стендаля сложилось еще в юности под влиянием великих французских философов XVIII века – Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а также создателя науки о происхождении понятий философа Дестюта де Траси и врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических Кабаниса, книги которых он активно читал в 1802-1805 годах.

Благодаря произведения этих авторов Стендаль в общем то и вырос в атеиста, отвергающего бога и все религиозные запреты вкупе.

Он как ярый эмпирик проверяет каждое понятие, встречаемое им в жизни исключительно с позиций опыта. Но, это не чистый эмпиризм. Он тесно, неразрывно переплетен с сенсуализмом Гальвенция, потому что опыт, по мнению Стендаля, может основываться только на наших личных чувствах. Имено из этого и вытекает в дальнейшем основной смысл большинства его произведений – желание славы, заслуженного одобрения – один из самых сильных стимулов поведения человека.

Со взрослением взгляды писателя несколько изменились, он, в частности, стал больше увлекаться политикой. Стендаль активно начинает продвигать идею верховенства конституционной монархии, ставя ее выше всех других форм правления.

Реализм

Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много образно.

С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.

Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.

Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим “чистоганом”. Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.

Вот почему и теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашим читателем он признан как один из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую литературу.

Цитаты

  • Кто извиняется, тот обвиняет себя.
  • Надежда необходима для возникновения любви. Бывает, что надежда умирает, но поздно - любовь уже родилась.
  • Любовь - единственная страсть, расплачивающаяся монетой, которую сама же и чеканит.
  • Скука - самый страшный враг влюбленных.
  • Обладание - ничто, наслаждение - все.
  • Я не записываю больше приятных воспоминаний, я заметил, что они от этого портятся.
  • Стыдливость тем неудобна, что заставляет то и дело пускаться в обман.
  • Легко быть добрым с человеком, которого видишь раз в месяц.
  • Страстно влюбленная женщина может простить измену; для мужчины это невозможно.
  • Когда великое дело закончено, посредственности начинают верить в его осуществимость.
  • Есть утонченное наслаждение в объятиях женщины, причинившей вам много зла, женщины, которая давно была вашим врагом и готова враждовать дальше.
  • В любом деле мы куда более страстно желаем получить то, чего у нас не было, чем сохранить то, что у нас есть.
  • Настоящая родина - это место, где чаще всего встречаются похожие на вас люди.
  • Что мне нравится в путешествиях - это удивление по возвращении.
  • Старость - не что иное, как отсутствие безумства и утрата иллюзий.
  • В одиночестве можно выработать все, кроме характера.
  • Единственное, что извиняет Бога - это то, что его не существует.
  • Писатель не должен думать о критике, как солдат не должен думать о госпитале.
  • Счастье - это не быть богатым, а стать им.

aa